Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром ваз 2109

Организация проверки

Последовательность проверки отдельных цепей по описанной выше схеме не имеет значения. Лучше это делать последовательно, чтобы случайно не пропустить одну из них. Если таковое возможно, то проверку начинайте с тех цепей, в составе которых имеется механический переключать, риски отказа которого повышаются из-за характерных для автомобиля жестких условий эксплуатации. Любой механический контакт, например, концевик лампочки освещения багажника или перчаточного ящика, может “залипнуть”, и лампочка будет гореть при закрытой крышке. Кроме того, в число проверяемых первыми стоит включить нештатные и/или установленные самостоятельно цепи, которые изначально обладают меньшей надежностью.

Особенности проверки сигнализации

Сигнализация как потребитель электроэнергии отличается от большинства остальных тем, что в активном состоянии может находиться в различных режимах. При проверке это учитывают тем, что дважды контролируют подаваемый в нее ток:

  • первый раз сразу же после перевода в режим охраны;
  • второй раз при переходе в ждущий режим, который происходит автоматически через пять минут после включения.

Это интересно: ТОП 10 полиролей для кузова

Первоначально ток заметно выше нескольких десятков мА, при переходе в ждущий режим он скачкообразно падает до полутора-двух десятков мА. При нарушении этих условий сигнализация неисправна.

Поиск причин утечки

Чтобы найти утечку тока в автомобиле или на мотоцикле, сначала проверяют оборудование, установленное владельцем техники самостоятельно или при помощи непрофессиональных мастеров. Для него обычно нет штатных мест для подключения, поэтому специалисты сами выбирают, куда его подсоединить. Так, например, существенная потеря тока наблюдается, если к замку зажигания подсоединить навигационную технику или подогрев сидений.

Другая причина, по которой осматривается сначала нештатное оборудование – это состояние проводки. Если провода, проложенные на заводе, тщательно защищены и их целостность нарушается очень редко, то сам владелец автомобиля или неумелые мастера проводку могут размещать где угодно. Из-за этого она часто перетирается при трении о края металлических элементов конструкции. Если провода находятся вблизи от мотора, они могут расплавиться, т.к. во время работы этот узел сильно нагревается. В результате возникает короткое замыкание.

Сначала нужно визуально осмотреть проводку и само оборудование для обнаружения физических повреждений — перегибов, следов гари и т.д. Если дефектов не выявлено, чтобы найти потерю тока поочередно отключают автомагнитолу, охранную систему, навигационную технику, подогрев сидений и т.д., при этом отслеживая данные на дисплее мультиметра.

Если неисправность не обнаружена, переходят к заводскому оборудованию. Это более сложная работа, но важная, если пользователь не желает постоянно заряжать аккумулятор и снижать срок его службы.

В каждой машине предусмотрена колодка предохранителей. На транспорте разных компаний она может выглядеть по-своему, но предназначение во всех случаях одинаковое. В ней каждый элемент отвечает за один или ряд потребителей тока. Чтобы понять, каких именно, нужно изучить электрическую схему конкретного авто.

Далее при внимательном контроле значений на дисплее мультиметра предохранители по очереди отключают. Обнаружив проблему, нужно установить, какие узлы к нему подсоединены и проверить их целостность. Необходимо понимать, что неисправность можно отыскать как в самом оборудовании, так и в проводке (изоляция повреждена при трении о конструкцию кузова) или в местах ее подключения (запылились или залиты соединительные колодки, винтовые соединения неплотно затянуты).

Если после проверки предохранителей причина поломки не обнаружилась, утечку тока ищут в генераторе. Чтобы выполнить его диагностику, мультиметр подсоединяют к аккумуляторным клеммам. Затем на приборе выбирают режим замера напряжения. Полностью заряженная батарея покажет на дисплее от 12,6 до 12,9 В.

Теперь заводят мотор и включают несколько потребителей тока, например, фары и печку. На экране должны быть цифры от 12,8 до 13,4 В, предельное значение – 14,3 В. Если напряжение при запущенном двигателе находится в этих рамках, генератор цел. Если же оно ниже, деталь неисправна и не заряжает аккумулятор.

При постоянной быстрой разрядке нового аккумулятора следует проверить утечку тока в автомобиле мультиметром. Если значение на дисплее тестера выше, чем 50-80 мА, нужно искать неисправность. Сначала выполняется визуальный осмотр нештатного оборудования, контактов и проводов. Далее поочередно отключается каждый из узлов при постоянном контроле значений на дисплее мультиметра. Как только показания упадут, проблема обнаружена. Если действия не помогли найти поломку, выполняют диагностику заводского оборудования, последовательно отключая предохранители в колодке. Если неисправный узел по-прежнему не выявлен, проверяют состояние генератора.

ВАЗ 2115 | Поиск утечек тока

Поиск утечек тока

В зависимости от состава оборудования автомобиля, к току саморазряда батареи прибавляется ток. потребляемый постоянно включенными устройствами в ждущем режиме По этой причине батарею необходимо подзаряжать, если автомобиль не эксплуатируется более 6 недель. При подозрении на утечку тока (ускоренный разряд батареи) проверьте бортовую сеть следующим образом.

• Перед проверкой полностью зарядите батарею.

• Установите амперметр (с диапазоном измерения от 0 — 5 мА до 5 А) на самый большой предел измерения. Отсоедините от батареи провод массы. Включите амперметр между отрицательным выводом батареи и проводом массы. Положительный вывод амперметра должен быть присоединен к проводу массы, а отрицательный —к выводу батареи.

Внимание: проверку можно также выполнить с помощью контрольной лампы Однако если лам па при включении между массой и отрицательным выводом батареи не загорится, потребуется амперметр. • Выключите всю электрическую нагрузку, отсоедините часы и другие постоянно включенные устройства, закройте двери

• Выключите всю электрическую нагрузку, отсоедините часы и другие постоянно включенные устройства, закройте двери

• Последовательно переключайте амперметр на низшие пределы измерения до получения точного отсчета. Измеренное значение тока не должно превышать 1 — 3мА

• Вынимая предохранители, разрывайте различные цепи Если при снятии очередного предохранителя показания амперметра станут нулевыми, в данной цепи присутствует утечка тока. Возможными причинами утечки могут быть: коррозия и загрязнение контактов, повреждение изоляции проводов, внутренние замыкания в электрических устройствах.

• Если в защищенных предохранителями цепях неисправностей не обнаружено, отсоединяйте провода от незащищенных устройств: генератора, стартера и системы зажигания.

• Если при отсоединении одного из вышеперечисленных устройств показания амперметра станут нулевыми, это устройство подлежит ремонту или замене При подозрении на утечку в стартере или системе зажигания, необходимо также проверить по схеме электрооборудования выключатель зажигания.

• Присоедините к аккумуляторной батарее провод массы.

Неисправности коммутирующего оборудования

Нагрузка, подключаемая к проводке с постоянным присутствием напряжения через выключатели или реле, может стать причиной роста тока утечек

В любом случае источником проблем становятся контакты, неважно, выключателя или реле – подгоревшие и деформированные от перегрузки, они могут не размыкаться до конца, сохраняя пусть и большое, но сопротивление, через которое потечет ток

Тем не менее, такие случаи редкость. А вот в современных автомобилях со сложными системами управления бортовыми потребителями цепи коммутируется полупроводниками, а не классическими реле. А любой полупроводник имеет и обратный ток – в коммутирующих транзисторах он мизерной величины, но при неисправности возрастает до ощутимых значений, не говоря уже о случаях пробоя транзистора, когда нагрузка перестает отключаться от питания.

Проверка реле

Ещё один элемент, который требует проверки, если у вас проблемы с электрикой — реле этого компонента. Реле применяется в приборах большой мощности и является электрически активированными переключателями. При включении автомобиля включается несколько компонентов, такие как топливный насос, компьютер и электрические вентиляторы.

Переключатель в вашем зажигании, может активировать несколько реле, поворачивая все периферийное оборудование без запуска полной мощности через выключатель зажигания. Реле также могут испортиться с течением времени и вызвать электрические проблемы.

Лучший способ проверить реле — это иметь рабочую замену или внимательно слушать как срабатывает реле во время включения устройства. Вы должны почувствовать лёгкое нажатие и услышать тихий щелчок, когда реле включается.

Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

При  появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.

Последовательность проверки:

1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.

2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.

3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.

4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.

5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.

В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.

6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.

Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.

Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.

Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.

Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.

Видео — поиск утечки тока в автомобиле:

Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.

Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.

7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.

8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:

  • замыкание проводки;
  • залипание реле;
  • выход из строя электронных блоков.

9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.

Причины возникновения утечки

Утечки возникают по двум основным причинам: незапланированная работа оборудования авто, короткие замыкания положительных контактов на «массу». Оборудование автомобиля может оставаться включенным, если:

  • это предусмотрено заводом-изготовителем (например, сигнализация и некоторые другие системы безопасности включены всегда);
  • допущены ошибки при установке дополнительных устройств;
  • отдельные узлы или детали электрооборудования неисправны;
  • водитель забыл выключить осветительные приборы, обогрев или другие системы;
  • электрооборудование включили третьи лица (часто это бывают дети, которые любят поиграть с кнопками).

Короткие замыкания могут возникать из-за износа изоляции, поломок некоторых механических деталей электрооборудования, ошибках при подключении к системе новых устройств. Помимо очень быстрого разряда, короткие замыкания создают опасность возгорания, что требует немедленной локализации, устранения подобных неисправностей.

Как тестером (мультиметром) проверить утечку тока на автомобиле

Использование мультиметра – единственный способ обнаружить токопотерю и определить ее величину.

Сначала измеряют напряжение на аккумуляторной батарее, чтобы исключить ее разряд или неисправность, а затем:

Отключить зажигание, последовательно отсоединить от контактов АКБ обе клеммы

Соблюдайте осторожность, категорически нельзя прикасаться одновременно, как к обеим клеммам, так и к положительной клемме и корпусу.
Чтобы померить утечку тока нужно установить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (V 100): соединить красный щуп прибора с положительной клеммой, а черный – с отрицательной.
Замерить ток утечки в автомобиле мультиметром: считать показания с дисплея. Нормальное напряжение на новом аккумуляторе от 12,5-12,9 вольт, на ранее использовавшемся – 12,0-12,8 вольт.
Отсоединить прибор от АКБ, установить на место клеммы, завести двигатель, подать небольшую нагрузку, например, включив габаритные огни или обогрев стекол.
Повторить измерения в рабочем режиме

Поскольку теперь включен генератор, напряжение должно повыситься до 13,0-13,5 вольт, иногда – до 14,2 вольт.

Если при работе генератора напряжение не изменилось или изменилось незначительно, скорее всего, деталь неисправна. Окончательно «поставить диагноз» генератору смогут в сервисном центре.

Ну а если напряжение возросло, можно продолжить поиск утечки тока. Для этого вновь отключите зажигание и не снимая клеммы, измерьте напряжение на АКБ. Повторяйте измерения раз в 1-2 часа в течение дня, если за этот период напряжение упало на 0,2 вольта или больше – в цепи есть серьезные утечки. Есть другой способ, который предполагает:

  • отключение минусовой клеммы от АКБ;
  • установку мультиметра в режим измерения силы тока (A 0,1 или mA 100);
  • соединение красного щупа мультиметра с отрицательной клеммой АКБ, а черного – с «массой» (корпусом);
  • считывание показаний.

Как найти и устранить дефект

К сожалению, найти и устранить электрическую утечку не так легко, как кажется. Сложностей здесь несколько:

Единственный надежный «симптом», указывающий на наличие дефекта — это быстрая разрядка аккумуляторных батарей

Однако в случае небольшой утечки разрядка АКБ может происходить достаточно медленно, что значительно усложняет диагностику.
Также следует обратить внимание, что при наличии этого дефекта машина далеко не всегда бьет током, поскольку сила тока может быть достаточно низкой (то есть человек не почувствует его при прикосновении к авто).
Источником неисправности может служить множество элементов сети — проводка, сам аккумулятор, генератор и так далее. Также «забирать» ток могут дополнительные приборы, подключенные к сети (например, сигнализация).
При этом никакого единого алгоритма починки нет. После установления источника неисправности Вам придется самостоятельно искать, почему же этот прибор работает неправильно

В ряде случаев сделать это бывает непросто.

После установления источника неисправности Вам придется самостоятельно искать, почему же этот прибор работает неправильно. В ряде случаев сделать это бывает непросто.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Для диагностики машины обычно применяется небольшое компактное устройство мультиметр. Измеритель емкости, позволяет определить параметры электрического тока на данном участке цепи. Перед проведением замеров обязательно обесточьте всю электронную аппаратуру (сигнализация, магнитофон + скрытая аппаратура в бардачке и под капотом).

После этого откройте капот и закрепите его. Не забудьте закрыть двери авто (окна при этом рекомендуется оставить открытыми, поскольку при проведении замеров иногда срабатывает центральный замок).

Теперь можно приступать к проведению замеров:

С отрицательного полюса АКБ снимите провод и положите его рядом (он Вам вскоре пригодится). Выставите на мультиметре значение «10 ампер»

С помощью одного щупа-крокодила соедините мультиметр с АКБ, с помощью другого щупа соедините мультиметр с проводом от АКБ (не перепутайте полярность).
Обратите внимание на циферблат мультиметра — там должно появиться число (это сила тока, проходящего через данный участок цепи). В норме это число должно находиться в пределах от 0,01 до 0,03 — если же показатель сильно отклоняется от данных значений, то это значит, что в сети есть утечка (обычно это указывает на поломку самого АКБ либо повреждение проводки).
После тестирования системы обязательно выполните проверку всех электронных устройств. Для этого по одному подключите приборы к электросети и выполните замеры тока мультиметром согласно инструкции выше

Если после подключения какого-либо устройства вдруг резко вырос ток, то это значит, что этот прибор работает с утечкой.
В конце также рекомендуется измерить силу тока на генераторе. Для этого на мультиметре выставите режим, который используется для измерения напряжения. Потом подключите мультиметр к аккумулятору, заведите мотор автомобиля, включите фары и обогреватель — в норме Вы должны получить значение от 12 до 14 вольт. Отклонение от нормы указывает на наличие утечки.

Для этого по одному подключите приборы к электросети и выполните замеры тока мультиметром согласно инструкции выше. Если после подключения какого-либо устройства вдруг резко вырос ток, то это значит, что этот прибор работает с утечкой.
В конце также рекомендуется измерить силу тока на генераторе. Для этого на мультиметре выставите режим, который используется для измерения напряжения. Потом подключите мультиметр к аккумулятору, заведите мотор автомобиля, включите фары и обогреватель — в норме Вы должны получить значение от 12 до 14 вольт. Отклонение от нормы указывает на наличие утечки.

Способ устранения утечки напрямую зависит от причин появления этого дефекта. Например, в случае неисправного аккумулятора рекомендуется приобрести и поставить новую батарею. Если же из строя вышла проводка, нужно найти поврежденный участок и выполнить его ремонт.

Нормы утечки тока в автомобилях

Именно по причине, обрисованной выше, в случае с автомобилями существуют нормы утечки тока. Благодаря им и создается некая граница, разделяющая полезный расход энергии аккумулятора, и пустые потери во время стоянки. Так что же такое нормы утечки тока, от чего они зависят, и как на них ориентироваться?

Норма утечки тока — это показатель, в пределах которого энергия из аккумулятора тратится на выполнение полезной работы. То есть, по сути, нормальный ток утечки — это и не утечка вовсе. Вот такой парадокс.

Норма утечки тока для разных автомобилей отличается. В целом, если брать все серийные легковые машины, то она варьируется в диапазоне от 20 мА до 80 мА. Зависит этот показатель от того, какими электроприборами укомплектован автомобиль. В особенности это касается оборудования, которое должно продолжать работать, даже когда машина поставлена на стоянку — охранная сигнализация, магнитола в ждущем режиме, постоянно пишущий видеорегистратор, GPS маячок и так далее.

Какая норма утечки тока для вашего автомобиля и как на нее ориентироваться? Даже “без гугла” можно примерно определить, какой ток утечки для вашей машины является нормальным. Так, если в автомобиле нет ни одного из вышеперечисленных приборов, нормальный ток утечки не превышает 20 мА. Соответственно, чем больше таких потребителей, тем больше норма тока утечки будет сдвигаться в сторону 80 мА.

Если же ток утечки превышает норму, то нужно как можно скорее начинать искать причину, иначе…

Диагностика и норма тока утечки АКБ

Что потребуется при измерении тока утечки аккумулятора:

  • мультиметр;
  • рожковый ключ на 10;
  • перчатки.

Как проводить измерения?

для начала выключаете зажигание, вынимаете ключ из замка. Двери в машине закройте, а стекла откройте. При измерении будет отключаться и включаться АКБ. Поэтому может сработать центральный замок

Так, что на всякий случай оставьте доступ в салон;
проверьте, чтобы были отключены все потребители тока (обратите внимание на лампочки под капотом, в багажнике, бардачке и т. п.);
откройте капот и отключите от аккумулятора минусовую клемму;
после этого мультиметр переводим в режим измерения тока и подключаем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом аккумулятора;
включаем мультиметр и снимаем показания тока утечки.

Если в вашем случае ток утечки автомобильного аккумулятора значительно выше, то нужно искать причину этого. Как это сделать?

Подключаете мультиметр, как было сказано выше, и по очереди начинаете вынимать предохранители и реле. Это делается для поочерёдного размыкания цепей в бортовой сети. Когда показания тока утечки придут в норму, значит, вы нашли цепь с проблемным потребителем. Дальше уже нужно более подробно заниматься этим устройством (ремонт, замена).

Ниже можно посмотреть видео об измерении тока утечки автомобильного аккумулятора:

Дополнительно можете прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Допустимый ток утечки

После того как вы подсчитали потребление в состоянии покоя, по таблице можно определить допустимые значения тока утечки исходя из таблицы. Где отмечено, при каком уровне потерь вы сможете завести автомобиль.

Ток утечки на потребители (мА)Через сколько не заведется авто

≤20-30 Машина сможет простоять на парковке пару недель без движения и после этого без проблем завестись.
50-80 Многовато, если стоит штатная сигнализация, но терпимо когда есть развитая нештатная аудиосистема. Машину со старым аккумулятором буквально через 3-4 дня уже можно не завести.
≥100> Признак неисправности электрооборудования или установки некачественных гаджетов. В зимнее время, достаточно будет 1-2 дня не заводить автомобиль, и уже потребуется прикуривание.

Зная ток утечки в автомобиле, можно посчитать на сколько хватит аккумулятора (время разряда) при условии долгой стоянки машины в состоянии покоя.

Проверка сети на наличие утечки

Для проведения проверки потребуется не так уж и много – достаточно под рукой иметь амперметр или мультиметр с возможностью измерения силы тока до 10 А, набор ключей рожковых, перчатки хлопчатобумажные.

Что касается автомобиля, то перед проверкой бортовой сети, на нем глушится двигатель, и отключаются все потребители энергии.

То есть обязательно нужно отключить магнитолу, кондиционер, проверить, не включены ли какие-либо лампы.

В общем, нужно сделать все, как будто авто ставится на стоянку, но при этом нужно обеспечить доступ к АКБ.

Важно перед замерами еще раз проверить, не осталось ли включенных потребителей энергии. Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует послабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы

Следует послабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы

Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует послабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы.

Плюсовой провод остается подключенным. Далее производится подключение прибора.

Одним щупом мультиметра или амперметра следует коснуться «минусовой» клеммы АКБ, а вторым – снятого клеммника.

Полярность прибора при проведении проверки через «минусовой» вывод роли не играет. После подсоединения на дисплей выведется значение потребляемого тока.

Нормальное потребление тока из АКБ находится в диапазоне 15-70 мА, в некоторых авто допускается ток утечки на уровне 70 — 80 мА.

Такой диапазон обуславливается количеством электроприборов – если оно минимальное, к примеру, на карбюраторном авто только с базовым электрооборудованием и без сигнализации, то и расход тока будет малым.

А вот если в авто используется инжектор, имеются охранные мультимедийная системы, то и потребление тока будет больше.

Если при проверке замеры утечки тока оказались в норме, то следует тогда уже обращать внимание на состояние АКБ. А вот если прибор показал увеличенный расход, то следует продолжать проверку. А вот если прибор показал увеличенный расход, то следует продолжать проверку

А вот если прибор показал увеличенный расход, то следует продолжать проверку.

Дальнейшие замеры производятся достаточно просто, но потребуется доступ к блоку предохранителей.

Из предохранительного блока следует поочередно вытаскивать предохранители, причем после каждого проводить замер утечки.

Если после извлечения очередного предохранителя, утечка снизилась до нормального показания, значит, повышенное потребление тока происходит именно по той ветке, за которую отвечал извлеченный предохранитель.

Остается только при помощи схемы электрооборудования определить, какие приборы запитывались под данной «ветки», после чего уже тщательно осмотреть проводку, а также проверить работоспособность электроприборов.

Источник: ledsshop.ru

Стиль жизни - Здоровье!