Эксперимент обезьяны бананы ток

Последствия нарушения привязанности

Вскоре Харлоу заметил, что выросшие подопытные обезьянки были не совсем психически здоровы. Они избегали общения с сородичами, проявляли агрессию, многие имели признаки аутизма: раскачивались, кусали себя, даже отгрызали собственные пальцы. У них напрочь отсутствовал инстинкт размножения: самки не подпускали к себе самцов. Ученый был раздосадован, но признал очевидное: для психического здоровья обезьянам необходимо общение с сородичами, не менее получаса в день.

Он был весьма заинтересован в том, какое потомство дадут самки, побывавшие в изоляции. Для очередного эксперимента он придумал жестокое приспособление: «раму для изнасилования». Самки обезьян фиксировались этим устройством, и их беспрепятственно могли оплодотворить самцы. Результаты опыта были печальны: многие самки убили свое потомство, другие не обращали на детенышей никакого внимания. Лишь отдельные особи вели себя как настоящие матери, что было больше похоже на исключение из правила.

Что из этого следует?

Из всего вышеизложенного, приправленного, естественно, солидной долей размышлений о Великом, можно прийти к заключению, что человек, как существо, подвержен постепенной трансформации во времени. Конечно, поверить в то, что мысленные импульсы одного человека, соединившись с мысленными импульсами других людей где-то там – наверху, способны изменить мир, довольно сложно. Но если избавиться от стереотипов и привычных рамок мышления, это станет реальностью.

Каждый живущий на планете человек способен понять и осознать это, а затем произвести какие-то благоприятные изменения в себе самом, поспособствовав тем самым благоприятным изменениям по всему миру (мы ведь хотим жить в добром и красивом мире, не так ли?). Каждый из нас должен прийти к пониманию, что помочь себе и миру может только он сам.

От действий каждого из нас в отдельности зависит то, что происходит в мире, как хорошее, так и плохое. А какова критическая масса, которая спровоцирует положительные глобальные изменения, нам ещё неизвестно. Так что, «сотой обезьяной» может оказаться любой из нас с вами…

Критика и движение в защиту прав животных

Несмотря на пользу открытий Харлоу для науки, его опыты жестко критиковались научным сообществом за их вопиющую неэтичность. Все обезьяны в лаборатории Харлоу непрерывно страдали: их разлучали с детьми, не давали общаться с сородичами, вызывая у них сильнейший эмоциональный стресс.

Жестокость эксперимента хорошо иллюстрирует следующая история. Харлоу и его коллега Стефан Суоми описали, как они безуспешно пытались вызвать психопатологию у новорожденных обезьян. В это время их посетил британский психиатр Джон Боулби, также занимавшийся исследованием привязанностей у детей. Выслушав рассказ Харлоу о неудачном опыте и осмотрев лабораторию, Боулби спросил: «Зачем вы пытаетесь вызвать психопатологию у обезьян? Сейчас в вашей лаборатории больше обезьян с психопатологией, чем когда-либо свет видывал».

Коллеги критиковали Харлоу за то, что он настолько жестокими экспериментами подтверждал очевидные вещи: обезьяны сходят с ума, если их лишить общества сородичей и изолировать в мрачной камере, а травмированные малыши ищут утешения у матери.

Также вызывало беспокойство научного сообщества то, что ученики Харлоу распространились по всей стране, и многие из них пытались повторить его эксперименты. Они использовали различные виды обезьян, чтобы выяснить, являются ли результаты исследований общими для всех видов, а значит, могут ли они быть перенесены на человека. В борьбу с экспериментами такого рода вступили защитники животных. Они считали, что ученые проводят опыты ради опытов, при этом игнорируя значительный накопленный опыт наблюдений за обезьянами в живой природе, который может дать те же выводы. Это привело к возникновению целого движения против опытов на животных и жестокого обращения с ними.

Сам Харлоу признавал жестокость своих работ: «В нашем исследовании психопатологии мы стали, как садисты, пытающиеся создать ненормальность». Однако он не испытывал теплых чувств к животным, и перед смертью писал в одной из своих последних работ, что не любит ни собак, ни кошек, ни, уж тем более, обезьян и не понимает, как можно их любить.

Возможно, способность к любви ученый утратил после смерти любимой жены. А может, и раньше. История об этом умалчивает. Но совершенно точно были личные причины, побуждающие его к исследованиям в течение всех этих лет. Он никогда не жалел о проведенных экспериментах, свято веря в то, что несет пользу человечеству.

Список использованной литературы:

  • 1. Биография Гарри Харлоу — www.psy.pdx.edu/PsiCafe/KeyTheorists/Harlow.htm
  • 2. Peoples and Discoveris: Harry Harlow — www.pbs.org/wgbh/aso/databank/entries/bhharl.html
  • 3. Источник отчаяния — https://psychologyc.ru/istochnik-otchayaniya/
  • 4. The Nature of Love. Harry F. Harlow. — 1958. — University of Wisconsin/
  • 5. Питер Сингер «Освобождение животных». — Центр защиты прав животных «Вита», перевод на русский язык, 2009
  • 6. The Science of Love: Harry Harlow & the Nature of Affection — English for ESL Psychology Students.- http://gyg-coolteacher24.blogspot.com/2010/07/science-of-love-harry-harlow-nature-of.html

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Немного эзотерики

Что же мы можем ещё сказать об огромном информационном пространстве Вселенной и самом эффекте сотой обезьяны? Объяснить что-то более менее адекватно мы сможем, если обратимся к несколько нетрадиционному взгляду на мир.

Как только человек рождается, он является абсолютно и бесконечно гениальным созданием – он умеет и знает всё, что только можно, представляя собой отражение Вселенной, в которой и содержатся неисчерпаемые запасы информации, знаний, умений и навыков. Но с самого первого дня своей жизни человек постепенно всё забывает и теряет навыки – его каналы связи с Космосом и энрегоинформационным пространством Вселенной засоряются и закрываются практически полностью. Восстановить же свою связь с Космосом в зрелом возрасте возможно лишь посредством определённых практик.

Но что же наши обезьянки? Представим, что иногда открывается какая-то маленькая часть канала связи живого существа с информационным полем (как от русла большой реки отбивается в сторону небольшой ручеёк). Одна обезьяна научилась мыть батат, тем самым отправив информационный импульс об этом по каналу в Космос. Воздействие, конечно, крайне слабое, а об обратной связи говорить вообще рано.

Затем этому же навыку промывки картофеля обучаются ещё несколько обезьян – на этом этапе происходит расширение информационного канала (ручеёк становится всё больше). Даже когда 99 обезьян научились мыть батат – этого ещё недостаточно (вспомните про 1900 граммов урана), чтобы информация поступила к другим их сородичам. Но как только сотая обезьяна обучается мыть картофель, информация из общего пространства начинает поступать в сознание других обезьян (ручеёк становится рекой со своим руслом), другими словами, все обезьяны начинают уметь делать то, чего раньше не умели. Можно даже сказать, что увеличивается объём информации, содержащейся в коллективном бессознательном. Это и есть причина того, откуда все обезьяны Японии знают, что батат можно мыть.

[править] Примечания

  1. «Потому что здесь так принято»
  2. Клетка. В ней 5 обезьян.
  3. Бесстрасный гугль первоисточника так и не нашёл — за неимением такового…
  4. «А потому что здесь так принято.»
  5. «А потому что здесь так принято»
  6. Как обезьяны демонстрируют основные понятия о человеке
  7. «У нас так принято» — Пример работы общественного мнения
  8. Когда мне говорят, «А у нас тут так принято», сразу хочется завыть…
  9. Тут так принято. Эксперимент с шимпанзе.
  10. ЗДЕСЬ ТАК ПРИНЯТО — Притча об обезьянах в клетке, банане и брандспойте.
  11. Мораль. А потому что здесь так принято.
  12. «А потому что здесь так принято», Бернард Вербер; взято из: http://malkoff.livejournal.com/38889.html
  13. «Тут так принято. Эксперимент с шимпанзе.»: Попытка найти оригинальную статью автора Harry F. Harlow, к сожалению, не удалась.
  14. … «пяток» …
  15. … «пять» …
  16. А здесь — «четыре»; и тоже ни намёка на реального экспериментатора
  17. Философия абсурда Льва Шестова
  18. https://www.znak.com/2017-02-28/oleg_kashin_o_novom_pokolenii_putinskoy_elity

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Источник любви

Гарри Харлоу разработал обширный инструментарий для исследования интеллекта и обезьян. Для начала он выяснил, что интеллектуальные способности макак-резус гораздо выше, чем принято было считать ранее. Они были способны успешно решать сложные задачи. Но затем исследования приняли неожиданный оборот. Ученый решил изолировать новорожденных детенышей обезьян от их матерей и сверстников, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

Он заметил, что маленькие обезьянки питали привязанность к махровым полотенцам, которыми устилался пол камеры. Они сопротивлялись, когда их пытались отнять, обнимали их и прижимали к себе.

Сам Гарри кормил обезьянок молоком из маленьких бутылочек с соской. Однако, они не воспринимали его как мать и отворачивались тут же, как только насыщались. А вот полотенце вызывало гораздо более сильные эмоции. Это навело Харлоу на мысль, что теория любви к матери как источнику питания может оказаться неверной.

Он решил проверить свою идею и соорудил для обезьянок две модели «суррогатной матери». Одна представляла собой проволочный каркас с закрепленным на нем «молочным соском», из которого обезьянки могли поесть. Вторая была мягкой, сшитой из пушистой махровой ткани. Харлоу обнаружил, что малыши забирались на «проволочную мать», только если хотели есть, а все остальное время проводили с «мягкой матерью», сидя на ней или обнимая ее. Он модифицировал конструкцию «мягкой матери», снабдив ее механизмом, который периодически сбрасывал детенышей с ее живота. Следующая модификация включала время от времени выступающие иглы. Несмотря на неудобство и боль, детеныши ждали, когда иглы уйдут, и продолжали прижиматься к «мягкой матери». И в последнем опыте «мягкая мать», вначале имеющая нормальную температуру, внезапно сильно охлаждалась, как бы демонстрируя материнское отвержение. По свидетельству Харлоу, это вызывало у животных «психологическую смерть».

Если он помещал обезьянок в отдельное помещение с проволочной фигурой, дающей еду, они забивались в угол и плакали, несмотря на наличие еды. И наоборот, с мягкой игрушкой они даже в отсутствие еды вели себя спокойно и были расслаблены. По итогам эксперимента Харлоу выдвинул смелое предположение: главная функция кормления у млекопитающих — обеспечение частого физического контакта младенца и матери. Его открытие произвело настоящую революцию в психологии и практике воспитания детей. Даже производители детских вещей сменили ассортимент, выпуская теперь удобные слинги для ношения младенца. Роддома и больницы изменили свою политику, обеспечивая возможность частого контакта матери с ребенком.

Представляем некоторые изменения

На этом этапе исследователи вынимают одну обезьяну из клетки и ставят на ее место другую. Этот «новичок» видит бананы на вершине лестницы, и, поскольку он не может быть в курсе того, что происходит с теми, кто пытается что-то сделать, да, он получает удары и крики других: страх ледяной воды продолжает присутствовать. Эта обезьяна не понимает причину этого наказания, так как она не видела, как падала холодная вода, но после нескольких попыток он просто приходит к выводу, что пытаться добраться до бананов — не лучшая идея.

Как только это будет сделано, исследователи заменяют одну обезьяну новой. Этот новичок делает то же самое, что и первый, когда видит бананы и лестницу, а реакция остальных такая же: наказание. Тем не менее, на этот раз первая обезьяна-новобранец тоже участвует в выговоре.

С этого момента исследователи заменяют всех обезьян до тех пор, пока ни одна из 5 обезьян, оставшихся в клетке, не увидит падения ледяной воды. Когда кто-то пытается подняться по лестнице, эти животные продолжают реагировать с той же силой, что и пять обезьян вначале.

Уинтроп Келлог — психолог-экспериментатор

Врач-психолог был родом из Нью-Йорка. По окончанию школы он без труда поступил в университет. Но, учебу пришлось приостановить из-за службы в армии и отъезда на войну в Европу. Вернувшись домой, Уинтроп вновь занялся образованием, с упоением изучал не только психологию, но и философию. Годы учебы были поистине счастливым периодом в его жизни. В университете он познакомился с замечательной девушкой, ставшей впоследствии его женой и соратницей.

Степень бакалавра не могла удовлетворить незаурядную натуру психолога. Он продолжил учебу и, будучи 30-летним мужчиной, получил докторскую степень. Передавал свои знания и наблюдения студентам в том же университете Индианы, где некогда учился сам. По натуре Уинтроп был экспериментатором, который постоянно наблюдал за поведением животных, птиц, грызунов. Он ставил над ними опыты в лаборатории. А самым грандиозным и известным экспериментом Уинтропа стало воспитание собственного сына с младенцем шимпанзе.

Необъективность и отсутствие эмпатии

Эксперимент над сыном наделал много шума в ученой среде. Многие ученые критиковали психолога за его жестокость в отношении и собственного ребенка, и детеныша примата. По их мнению, взяв шимпанзе из привычной ему среды и поместив в условия жизни людей, Уинтроп нанес невосполнимый урон его жизни. Животное было лишено общения с себе подобными особями. А возврат его обратно в привычное для обезьян окружение приводило к тому, что он уже утратил навыки проживания с соплеменниками, чем жизнь Гуа сильно осложнилась.

В 1933 году супруги Келлоги опубликовали книгу своих наблюдений за периодом взросления ребенка и обезьяны в равных условиях. В ней они поделились своим мнением об отношениях, возникающих между людьми и приматами, помещенными в человеческие условия. Но, и после выхода книги страсти в ученом мире не утихали. Большинство коллег Уинтропа считало, что это не научный подход. Ведь в среде приматов наблюдаются такие же различия в развитии отдельных особей, как и среди людей. Какие-то представители шимпанзе более сообразительны, какие-то не воспринимают дрессировки.

Какие бы мнения ни публиковались, а суть эксперимента такова, что Гуа умер от воспаления легких через 2 года после эксперимента.

Автор эксперимента Гарри Харлоу: биография

Гарри Фредерик Харлоу — американский психолог, родился в 1906 году в штате Айова. В 1930 г. получил степень бакалавра и доктора философии в Стэнфордском университете. Затем он поступил на работу в Университет Висконсина, где вскоре основал Лабораторию психологии приматов. Интересный факт, что среди ее научных сотрудников был известный психолог Абрахам Маслоу, который позже основал школу гуманистической психологии.

Харлоу очень интересовала идея любви как основного свойственного людям чувства. С 1957 года он проводил опыты на макаках-резусах, пытаясь понять, как именно это чувство возникает. В то время существовала теория природы любви к матери как источнику еды. Возникнув таким образом, это чувство распространялось затем на других членов семьи. Харлоу поставил себе задачу выяснить, как же обстоят дела на самом деле. Он также хотел доказать психологическому сообществу, что исследования приматов помогают пониманию важных клинических проблем.

Харлоу начал свои исследования в то время, когда психология как наука еще не пользовалась заслуженным уважением общества, и поднял много важных социальных вопросов. Несмотря на жестокость эксперимента, данные его исследования внесли огромный вклад в развитие науки и дали человечеству уникальные знания: он открыл так называемую «теорию привязанности»

Ее суть состояла в том, что потребность в привязанности матери к ребенку является даже более сильной и важной для жизни, чем потребность в еде

В 1971 году Харлоу потерял жену: она скончалась от рака. С тех пор его поведение и интересы заметно изменились. Он продолжал свои опыты на обезьянах, но теперь он изучал причины возникновения клинической депрессии. Умер Гарри Харлоу в 1981 году от болезни Паркинсона.

Детеныш шимпанзе

В студенческие годы будущий психолог зачитывался книгами и статьями, в которых описывались дети-маугли. Его всегда интересовал момент невозможности адаптации этих детей в цивилизованном человеческом обществе. Став доктором наук, он лелеял мечту о том, чтобы вживую увидеть эволюцию животного, помещенного в равные условия с человеком.

Уинтроп решил воплотить в жизнь свою мечту. Взяв детеныша шимпанзе, он стал растить его вместе со своим ребенком. Малыш-примат по кличке Гуа стал их с женой «приемным сыном». Супруги создали для Гуа точно такие же условия жизни, как и для своего сына. Купили для него мебель, одежду, игрушки, посуду – точно такие же, как и у сына.

Детеныш шимпанзе сразу же принял комфортные условия проживания и нашел общий язык с малышом Дональдом.

Прекращение эксперимента

Несмотря на явные успехи в умственном развитии Гуа, супруги приняли решение прервать эксперимент. Они были обеспокоены тем, что их сын стал копировать поведение Гуа, его жесты, манеру поведения. Полуторагодовалый Дональд больше походил на ребенка-маугли, чем Гуа на человеческое дитя.

Уникальный эксперимент доказал, что общаясь с людьми в их среде, обезьяны могут вести себя подобно человеку, копируя его движения и манеру поведения. Однако, это продолжается до определенного момента. Наблюдавшие за экспериментом коллеги Уинтропа утверждали, что родители Дональда были обеспокоены еще и тем, что физически шимпанзе становился сильнее ребенка, а это могло быть опасно.

[править] Описание -якобы- эксперимента

В помещении (клетке) к потолку подвешивается банан; после чего несколько обезьян (шимпанзе) водворяются в эту клетку. При попытке одной из обезьян достать банан, ВСЕ обезьяны окатываются холодной водой. Так повторяется несколько раз, до закрепления рефлекса: попытка доставания банана неминуемо означает коллективный холодный душ (что есть неприятно).

  1. Обезьяны начинают избивать любую товарку, пытающуюся завладеть бананом. Постепенно ситуация выстраивается таким образом, что все обезьяны сидят, смотрят на банан, но никто больше не пытается им разжиться. Первая стадия эксперимента завершена.
  2. Одну из обезьян подопытной группы заменяют другой, не принимавшей ранее участия в эксперименте. Новичок, разумеется, пытается достать банан, и поэтому подвергается групповому избиению, после чего оставляет попытки вкусить обезьяньей радости.
  3. Экспериментаторы меняют следующую обезьяну-старожила. Избиение повторяется, причём наиболее злобствует предыдущий новичок, избивая новичка № 2.

№№. Процесс повторяется вновь и вновь, до тех пор, пока в клетке не останутся только обезьяны, ни разу не испробовавшие струй ледяной воды. Все они сидят и смотрят на банан (см. окончание первой части эксперимента).

Вопрос: почему же никто из них не пытается достать банан?
А потому что ТАК ЗДЕСЬ ЗАВЕДЕНО.

«Яма отчаяния»

Свои первые эксперименты Харлоу проводил в особой клетке, имеющей стальные стенки, одна из которых была оборудована небольшим зеркалом для одностороннего наблюдения снаружи. Подопытные обезьяны оказывались изолированными от внешнего мира в этой клетке, и лишь иногда они могли видеть руки экспериментаторов, которые меняли им подстилку, приносили еду или воду.

Но позже клетка была модифицирована — превращена в вертикальную камеру, которую сам Харлоу назвал «Ямой отчаяния» или «Колодцем одиночества»

По свидетельству писательницы Деборы Блум, коллеги уговаривали его не использовать столь драматичное название, ведь оно могло привлечь негативное внимание общественности. Однако Харлоу настаивал на своем

Он понимал состояние человека в депрессии как «погружение в пучину отчаяния» и пытался воспроизвести его физически. Для этого камере придавалась форма перевернутого конуса с закрытым решеткой отверстием наверху и гладкими стенками. Первые дни животные пытались вырваться из этой камеры, но затем теряли всякую надежду на это и забивались в угол, теряя всякую волю к сопротивлению.

Их состояние значительно ухудшилось, и даже после возвращения в компанию сородичей они проявляли признаки подавленности, характерной для депрессии. Они сидели в углу и не двигались, не исследовали окружающее пространство даже спустя 9 месяцев после опыта. Их психика была полностью разрушена. Этот эксперимент доказал, что даже приятное общество, нормальное детство и любящие родители не дают гарантии, что депрессия не возникнет когда-либо в будущем.

Примеры из истории

Достаточно большое количество великих мировых открытий было совершено абсолютно незнакомыми друг с другом людьми в разных частях света практически одновременно. К примеру, телефон. С разницей всего в два часа заявку в патентное бюро подали два человека – Александр Грейам Белл и Элиша Грей. И стопроцентно доказано, что оба изобретателя были абсолютно честны. Здесь можно сделать вывод о том, что, вполне вероятно, идентичные идеи приходят в голову многим людям примерно в одно и то же время, но не каждый готов эти идеи реализовать.

Помимо телефона, можно назвать радио, паровой двигатель, электрическую батарею, интегральное и дифференциальное исчисление и т.д. – эти и другие изобретения совершались несколькими людьми, которые ничего не знали ни друг о друге, ни о деятельности друг друга.

Исходя из такой закономерности, налицо тот факт, что любые достижения и открытия в области науки в истории человечества совершались именно в те моменты, когда интеллектуальная масса достигала критической отметки. Конечно, для любого открытия или достижения требуется свой показатель этой критической массы интеллекта учёных, задавшихся решить конкретную проблему. Но, как бы то ни было, всех Коперников, Менделеевых, Беллов, Дарвинов, Ньютонов и т.д. можно назвать именно теми «сотыми обезьянами», которые шли к своим открытиям.

Продолжая тему примеров, скажем о том, что в 20-х годах XX века в Англии птицы, которых называют лазоревками, в какой-то момент «поняли», что можно разрывать верхушки пакетов с молоком, которые оставляют на ступеньках домом, и пить из них молоко. Немного времени спустя, этим начали промышлять лазоревки, обитавшие на расстоянии во множество километров от своих сородичей-первооткрывателей. Но это очень странно, т.к. согласно официальным данным об этих птицах, они не покидают обжитой территории на расстояние, превышающее 25 километров. В итоге, подобным навыком овладели птицы не только в Англии, но и в Дании, Швеции, Голландии и других странах. Позже, по причине Второй мировой войны, поставка молока в Голландию была прекращена на восемь лет, что на пять лет превышает срок жизни лазоревки, однако затем поставки вновь возобновились, и птицы продолжили вскрывать пакеты с молоком.

Эффект сотой обезьяны можно наглядно отобразить на более материальном примере: когда создавалась атомная бомба, учёные использовали эффект критической массы радиоактивного распада урана. Если, к примеру, в обе руки взять по килограмму урана 235, то ничего не случится. Но как только мы сведём наши руки и соединим два килограмма урана, сразу же произойдёт реакция – ядерный взрыв. Причина в том, что уран обладает критической массой, равной примерно двум килограммам. Если она достигнута, ядра начинают делиться, что и вызывает ядерный взрыв. Но если масса урана будет составлять 1900 грамм, то, что бы мы ни делали с ураном, взрыва не произойдёт. Вот и получается, что критическая масса – всему «голова».

Эксперимент с обезьянами, лестницами и бананами

Как и почти во всех исследованиях, в которых изучается поведение животных, эксперимент начинается с клетки. Внутри него находятся 5 здоровых обезьян, а в центре интерьера — лестница с бананами в самой высокой ее части.

Как и ожидалось, обезьянам не нужно много времени, чтобы начать подниматься по лестнице, чтобы добраться до еды , Однако его план каждый раз прерывается неприятным сюрпризом: каждый раз, когда обезьяна поднимается по ступенькам, исследователи опрыскивают остальных приматов холодной водой.

Это означает, что каждая попытка получить доступ к бананам превращается в главный выговор обезьян по отношению к индивидууму, который его пробует: крики, удары, укусы … все идет к тому, чтобы у кого-то еще происходило подобное. Эти практики были довольно эффективными: Через некоторое время ни одна обезьяна не пыталась поймать бананы, несмотря на соблазн съесть их , Но интересная вещь из примера приходит позже.

Басня о подчинении правилам

Эта история о проведении эксперимента, но, несмотря на то, что его постановка связана с тем, что происходит в некоторых психологических и зоологических лабораториях, этого исследования не существует как такового: оно не проводилось и, следовательно, из этого нельзя сделать вывод, имеющий научную ценность.

Однако это не означает, что эта история не имеет ценности как басня. И история об обезьянах, бананах и лестнице является примером слепое подчинение правилам группой.

У первых пяти обезьян было объективное объяснение того, что они не хотели, чтобы кто-либо поднимался по лестнице: каждый раз, когда они это делали, их наказывали. Тем не менее, другие обезьяны подчинялись правилам без каких-либо причин. И они не только подчинялись им, но и поддерживали их своим поведением. Правило запрета подниматься по лестнице, несмотря на его абсурдность, стало частью их жизни до такой степени, что они потратили время и усилия на то, чтобы оно продолжало существовать. Может ли то же самое случиться с нормами, которые мы, люди, выбираем воспроизводить своими действиями?

Источник: ledsshop.ru

Стиль жизни - Здоровье!