Литий полимерный аккумулятор ток разряда

Эксплуатация литий-полимерных аккумуляторов

Данный тип аккумуляторов довольно капризен и есть несколько обязательных требований, которые продлят жизнь ваших батарей, а так же сделают работу с ними более безопасной. Зарядка таких батарей сопряжена с рядом трудностей, не разобравшись в которых вы рискуете устроить пожар или даже взрыв.

Правила эксплуатации литий-полимерных батарей:

Рекомендованный порог разряда батареи – 3,6 вольта на банку. Считается, что именно в таком режиме батарея прослужит дольше.
Периодически проверяйте напряжения  на каждой ячейке аккумулятора. Опытные моделисты делают это после каждого десятого цикла разряда. Просевшая, несбалансированная ячейка может стать причиной взрыва при зарядке. Считается, что напряжение на ячейках должно отличатся не более чем на 0,1 В. Т.е. после разряда аккумулятора на всех ячейках должно быть примерно одинаковое напряжение. Если это не так, то аккумулятор использовать в дальнейшем не рекомендуется.
Не используйте вольтметр при контроле напряжения на банках аккумулятора. В теории здесь все правильно, а вот на практике щупы соскальзывают и замыкают банки. Для этих целей используются индикаторы напряжения для LiPo батарей.
Используйте датчик температуры при зарядке LiPo батарей

Повышение температуры на аккумуляторе – первый предвестник пожара.
Не заряжайте аккумулятор без присмотра, даже если вы соблюли все меры предосторожности. Я с взрывами еще не сталкивался, но бывалые говорят, что следить надо.
Батареи следует заряжать в специальных огнеупорных пакетах

В случае возгорания, это оградит окружающие предметы от огня. В магазинах можно найти специальные конверты или коробки для хранения и зарядки Lipo аккумуляторов – огнеупорные боксы. Старый дедовский способ – хранить и заряжать Lipo аккумуляторы в кастрюле.
Используйте только специальные зарядные устройства для LiPo батарей. Но иметь правильную зарядку, еще не гарантирует успех. Необходимо правильно выбрать параметры зарядки. Пример, как заряжать  Li-po батарею, можно посмотреть здесь.
Механическое повреждение батареи может вызвать пожар. Так что будьте внимательное при транспортировке и после аварий квадрокоптера. Периодически проверяйте свою батарею на механические повреждения.
Вздутые батареи считаются неисправными. Их дальнейшее использование опасно и нежелательно.
Не допускайте перезаряд батареи. Это ситуация когда напряжение на одной из банок превысит 4,2 вольта. Такая ситуация может возникнуть если выставить неправильные параметры заряда на зарядном устройстве.
Если допустить полный разряд батареи, то она выходит из строя. В интернете есть инструкции, по которым есть вероятность восстановить такую батарею, но полностью ее реанимировать нельзя. За порог глубокого разряда принимают 3 вольта. Т.е. если разрядить одну из банок ниже порога в 3 вольта, то в ней начинаются необратимые химические процессы вызывающие разрушение батареи. На многих форумах говорят о пороге в 3.2-3,3 вольта, я ориентируюсь именно на эту цифру.
Не допускайте  перегрев батареи. Перегрев может возникнуть при перезаряде, при коротком замыкании или просто от солнечных лучей. Посмотрел данные на различных источниках и теперь могу сказать, что критической температурой можно считать порог в 60°С. Ну, а контроль нужно вести так, чтобы температура на аккумуляторе не превышала +40°С. Данные эти приблизительные и для разных батарей они могут отличаться.
Для того чтобы избежать пожара необходимо использовать специализированные зарядные устройства, желательно в связке с датчиком температуры и с возможностью балансировки. Бывалые моделисты рекомендуют использовать только качественные и оригинальные зарядные устройства.

Расскажете об этой статье своим друзьям:

Советы по использованию Lipo аккумуляторов

Во время полета можно измерять напряжение разными способами (англ).

Рабочая температура

LiPo аккумуляторы лучше всего работают при температуре 30 — 60 градусов по Цельсию.

Низкая температура сильно ухудшает характеристики аккумуляторов: уменьшается максимальный разрядный ток и емкость. Обычные характеристики полетов в зимний период времени: «уменьшилось полетное время», «нет мощи», «нет рывка», «большое падение напряжения».

Так что перед важным полетом, для улучшения характеристик, лучше подогреть аккумуляторы до 30-35 градусов (хотя бы просто положите их в карман)

Дискуссия на тему: влияния температуры на характеристики аккумулятора (англ).

Помимо низкой температуры, литиевые аккумуляторы не любят и высокую. При температуре 60 градусов и выше они начинают взбухать, и могут даже загореться.

Когда приземляться?

Самый часто задаваемый вопрос от новичков: «при каком напряжении аккумулятора лучше приземляться?». Я бы сказал при напряжении 3,5-3,6 Вольт. Литиевые аккумуляторы нельзя разряжать до 0, в них всегда должна оставаться какая-то энергия.

График ниже это объясняет. По мере разряда, напряжение на аккумуляторе падает не линейно (черная линия), оно резко падает в районе 3,5-3,6 вольт на банку. И если вы все еще не приземлились, риск переразряда аккумулятора сильно увеличивается.

Перезаряд аккумулятора вызовет необратимые изменения в аккумуляторе и сократит срок его службы.

Как хранить литиевые аккумуляторы?

Если вы планируете довольно долго не использовать аккумуляторы (неделю или больше), то нужно:

  • перевести их в режим хранения, напряжение 3,8-3,85В на банку
  • убрать их в специальный защитный пакет
  • хранить при комнатной температуре

При напряжении 3,8-3,85 Вольт, емкость аккумулятора примерно составляет 40-50%, и это наиболее стабильное состояние аккумулятора. Вот почему все новые аккумуляторы приходят наполовину заряженными.

Долгое хранение полностью заряженных аккумуляторов не только не безопасно, но еще и ведет к их деградации. Если вы летаете каждые несколько дней, то это не проблема.

Что делать с переразряженными аккумуляторами?

Если аккумулятор разряжен слишком сильно, в нем происходят необратимые изменения, которые сильно ухудшают его характеристики. Однако, если вы достаточно быстро сможете зарядить посаженный аккум, то скорее всего ничего страшного с ним не случится.

Частенько зарядники отказываются заряжать переразряженные аккумуляторы. Мой совет — выкинуть такие аккумуляторы. Однако есть несколько способов попытаться оживить их (англ), но их использование — на ваш страх и риск.

Путешествуем с LiPo

Большинство авиакомпаний и аэропортов разрешают проносить литиевые аккумуляторы в качестве ручной клади. Пара моментов, которые лучше учесть заранее:

  • проверьте правила перевоза Lipo аккумуляторов в выбранной авиакомпании
  • не сдавайте аккумуляторы в багаж
  • держите аккумы в режиме хранения
  • замотайте разъемы изолентой и храните их в огнестойких защитных пакетах
  • никогда не путешествуйте с поврежденными аккумуляторами!

Более подробно можно прочитать в статье на английском.

Что делать, если аккумулятор загорелся/задымился?

  • Не паниковать, отсоединить все разъемы
  • Наиболее эффективный и экономичный способ — закопать в песок
  • Просто ждите пока прогорит и остынет, старайтесь не дышать дымом
  • НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОДУ

Устройство литий-полимерных аккумуляторов

Литий-полимерные батареи представляют собой усовершенствованную конструкцию литий-ионных аккумуляторов, которые тоже являются довольно востребованными в 2020 году.

В основе работы Li-pol батареек лежит процесс перехода полимеров в состояние полупроводников. Среднестатистический LIP-аккумулятор содержит в себе 4 основные части:

  • положительный электрод (анод);
  • отрицательный электрод (катод);
  • сепаратор;
  • электролит.

Сепаратором чаще всего выступает полипропиленовая пленка. Электролит в свою очередь может быть жидкостью.

Также следует отметить, что анод обычно делится на 3 части:

  • литий переходный материал (оксид лития-кобальта или другой);
  • проводящая добавка;
  • полимерное связующее.

В отрицательном электроде вместо литий-переходного материала используется графит.

Принцип действия литий-полимерного аккумулятора основан на обратимом встраивании ионов лития в материал положительного или отрицательного электродов. Электролид в таком случае служит проводящей средой, а сепаратор препятствует соприкосновению анодов и катодов.

Особенности эксплуатации и зарядки

Аккумуляторные батареи, созданные на основе замены жидкого электролита на гелеобразный как самостоятельные источники питания требуют к применению некоторые правила зарядки и безопасной эксплуатации.

Зарядка li pol аккумуляторов

Среднее время на восполнение номинального значения напряжения и тока составляет не более двух часов. При этом устройство должно контролировать подаваемые параметры при окончании зарядки, допустимые отклонения не более 0,01 В.

Современные производители предлагают два основных вида зарядных устройств:

  • Простые. Имеют незначительную стоимость и предназначены для восполнения заряда только литиевых батарей.
  • Универсальные. С их помощь можно зарядить любой вид аккумуляторов, но имеют повышенную стоимость.

Простые устройства в своей конструкции имеют специальные световые индикаторы. Основные параметры устанавливаются при помощи переключателей на панели прибора. С их помощью можно выставить значение тока зарядки, а также количество банок в батарее. Некоторые изготавливаются с несколькими ячейками, имеющих разные параметры восполнения заряда. Дешевые зарядники не способны четко контролировать показания конечного напряжения.

Наиболее дорогие, универсальные устройства способны контролировать целый ряд параметров при зарядке аккумуляторов с полимерным электролитом. На информационный экран выводятся реальные показания напряжения, тока и емкости. Прибор весь период восполнения заряда контролирует сам, необходимо только ввести значение тока и число банок в аккумуляторе.

Безопасная эксплуатация литий полимерных аккумуляторов

Ответственное отношение при использовании батарей данного вида убережет от возможного выхода из строя и их механического разрушения. В ходе эксплуатации необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • значение напряжение выше 4,2 В может пагубно сказать на работоспособности источника питания;
  • запрещается допускать возникновения замыкания полюсов между собой напрямую;
  • не допускается работа под нагрузкой, которая может привести к нагреву батареи выше 60 градусов;
  • при разгерметизации аккумулятор повредится и выйдет из строя;
  • запрещается разряжать элемент питания до значения ниже 3 В;
  • перед хранением без нагрузки необходимо полностью зарядить батарею.

Если не соблюдать описанные правила, то использование полимерных аккумуляторов может привести к критическому снижению собственной емкости, а также к самовоспламенению батареи. Для снижения вероятности возникновения неисправности рекомендуется соблюдать несколько советов от производителей источников питания:

  • в первую очередь нужно купить оригинальное зарядное устройство, либо аналог с соответственными характеристиками;
  • при зарядке применять специальные разъемы, предотвращающих возникновение короткого замыкания;
  • правильно заряжать литий полимерный аккумулятор, контролировать основные параметры, корректно выставлять необходимые значения.

При нагреве выше 60 градусов внутри устройства происходят неотвратимые реакции, при которых внутренняя энергия переходит в тепло. В ходе роста накопленного тепла может произойти воспламенение, либо взрыв батареи. Попадание воздуха может также разрушить полимерный источник питания.

Нюансы применения

Итак, подчеркнем еще раз самые важные моменты, связанные с использованием литий-полимерных аккумуляторов.

  • Используйте нормальный зарядник.
  • Применяйте разъемы, исключающие возможность замыкания батареи.
  • Не превышайте допустимые токи разряда.
  • Следите за температурой аккумулятора при отсутствии охлаждения.
  • Не разряжайте аккумулятор ниже напряжения 3 V/банку (не забывать отключать аккумулятор после полета!).
  • Не подвергайте батарею ударам.

Приведем еще несколько полезных примеров, вытекающих из ранее сказанного, но неочевидных на первый взгляд.

При больших зарядных токах (2 А и более) использование тонких проводов
от зарядника до батареи, а также подключение «крокодилами» а не штатными
разъемами батареи к заряднику приводят к паразитному падению напряжения
в контактах и проводах, зарядник раньше переходит в режим стабилизации
напряжения, что увеличивает время заряда. Например, на заряднике
«Triton» при использовании штатных проводов с «крокодилами» время заряда
на токе 1.5 А увеличивается на 20 минут по сравнению с толстыми (1
кв.мм) проводами без «крокодилов».

В течении долгой эксплуатации батареи ее элементы из-за изначального
небольшого разброса емкостей становятся несбалансированными — какие-то
банки «стареют» раньше других и теряют свою емкость быстрее. При большем
числе банок в батарее процесс идет быстрее.

Отсюда вытекает следующее правило — иногда необходимо контролировать
емкость каждого элемента батареи в отдельности. Для этого можно измерить
его напряжение в конце заряда. Как часто? Точно это пока установить
сложно — слишком мало опыта эксплуатации накоплено. Как правило,
рекомендуют примерно через 40-50 циклов после начала эксплуатации раз в
10-20 циклов производить проверку напряжения элементов батареи при
заряде для выявления «плохих банок».

Не рекомендуется «высаживать в ноль» батарею, гоняя мотор до тех пор,
пока он не перестанет вообще вращаться. Новой батарее такое обращение не
повредит, а для немного разбалансированной — это лишний риск разрядить
самую «плохую банку» ниже 3-х вольт, из-за чего она еще больше потеряет
емкость.

Когда емкости различаются более, чем на 20% — такую батарею без специальных мер заряжать всю целиком нельзя!

Для автоматической балансировки элементов батареи при заряде используют
так называемые балансеры (balancer). Это небольшая плата, подключаемая к
каждой банке, содержащая нагрузочные резисторы, схему управления и
светодиод, показывающий, что напряжение на данной банке достигло уровня
4.17 — 4.19 вольт. При превышении напряжения на отдельном элементе
порога в 4.17 вольт балансер замыкает часть тока «на себя», не позволяя
напряжению превысить критический порог. По одновременности зажигания
светодиодов видно, какие банки имеют меньшую емкость — на их балансере
светодиод зажжется первым

К балансерам предъявляется одно важное
дополнительное требование- ток, потребляемый ими от батареи в «ждущем»
режиме должен быть мал, обычно он составляет 5-10 мкА.

Следует добавить, что от переразряда некоторых банок в
разбалансированной батарее балансер не спасает, он служит только для
защиты от повреждения элементов при заряде и средством индикации
«плохих» элементов в батарее. Вышесказанное относится к батареям,
составленным из 3-х и более элементов, для 2-х баночных батарей
балансеры, как правило, не применяют.

Существует мнение, что литий-полимерные аккумуляторы нельзя
эксплуатировать при отрицательных температурах. Действительно, в
технических характеристиках на батареи указан рабочий диапазон 0-50
°С(при 0 °С сохраняется 80% емкости). Но тем не менее, летать на них при
температурах около –10…-15 °С можно. Дело в том, что не надо перед
полетом морозить батарею — положите ее в карман, где тепло. А в полете
внутреннее выделение тепла в аккумуляторе оказывается в данный момент
полезным свойством, не позволяя батарее замерзнуть. Конечно, отдача
аккумулятора будет несколько ниже, чем при нормальной температуре.

Что не допускается при зарядке аккумулятора телефона

Все аккумуляторы без исключения не терпят:

  • переохлаждения;
  • перегрева;
  • ударов и других физических повреждений;
  • резкой смены температуры;
  • использования неродных ЗУ;
  • постоянного подключения к электросети.

В зависимости от типа, у них есть и еще кое-какие «пристрастия».

C li-ion батареей

С АКБ такого типа нельзя допускать следующее:

  • частая полная разрядка;
  • постоянный 100% заряд;
  • хранение в разряженном виде;
  • слишком частая калибровка заряда;
  • перегрев и переохлаждение.

Лучше поддерживать заряд батареи на уровне до 90%, а раз в несколько месяцев устраивать «тренировку», и все будет хорошо.

C li-pol батареей

С АКБ такого типа нельзя допускать следующее:

  • полный разряд;
  • тренировка или калибровка;
  • полный заряд;
  • постоянное подключение к электросети;
  • перегрев и переохлаждение.

Так же, как и с li-on оптимальный заряд будет в диапазоне от 20 до 90%.

С ni-mh батареей

С АКБ такого типа нельзя допускать следующее:

  • перезарядка;
  • частый заряд «по чуть-чуть»;
  • хранение в полностью заряженном или полностью разряженном виде;
  • перегрев.

Чтобы не терять емкость такого телефона, рекомендуется заряжать его полностью, а разряжать настолько, насколько это возможно. Периодически «тренировать».

Устройство литий-полимерных аккумуляторов

Сразу оговоримся, что литий-полимерный (Li-Pol) аккумулятор – это одна из разновидностей обычных литий-ионных (Li-ion), а не отдельный вид. Они схожи по конструкции и принципу работы, а отличаются только типом электролита и, естественно, некоторыми характеристиками. А теперь посмотрим, как устроена и как работает литий-полимерная батарея.

Конструктивно Li-pol аккумулятор представляет собой два электрода – катод и анод. Катод выполнен из алюминиевой фольги с напылением того или иного соединения лития (обычно кобальт лития). Анод – медный, с напылением графита. Между электродами расположена специальная полимерная ионопроводящая пленка. Именно в этом главное отличие Li-pol элемента от Li-ion, в котором вместо пленки установлен пористый сепаратор, пропитанный электролитом.

Поскольку сама пленка плохо проводит ионы, внутреннее сопротивление литий-ионного аккумулятора высоко, и он не может отдавать большие токи. Чтобы снизить сопротивление, в элемент добавляется безводный электролит в виде геля. Это позволяет увеличить разрядный ток до 1-3С, где С – емкость аккумулятора.

Пакет с электродами, полимерным сепаратором и гелем уложен в изолированный изнутри корпус из фольги или нейтральной полимерной пленки, что позволило не только увеличить соотношение электрическая емкость/массогабариты по сравнению с литий-ионными элементами, но и сделать аккумулятор исключительно компактным, тонким и более безопасным (об этом ниже). В современных гаджетах можно найти аккумуляторы этого типа толщиной до 1 мм самой причудливой конфигурации.

Элементы этого типа не выносят перезарядки и глубокого разряда – они в этом плане даже капризнее, чем литий-ионные. Поэтому практически все литий-полимерные аккумуляторы оснащаются контроллерами заряда/разряда, отключающими аккумулятор в критических ситуациях.

И кратко о принципе работы Li-pol источника тока. Сразу после изготовления в нем нет ни капли энергии, в отличие, скажем, от свинцово-кислотных батарей. Для того чтобы использовать такой элемент, его необходимо сначала зарядить. Делают это, конечно, на заводе-изготовителе. В процессе зарядки положительно заряженные ионы лития покидают катод и через сепаратор проходят к аноду, где встраиваются в кристаллическую решетку графита. Как только места для ионов на аноде не останется, зарядку можно считать оконченной.

Когда аккумулятор питает нагрузку, происходит обратный процесс – ионы покидают графит и переходят на анод, восстанавливая исходное соединение лития. Первоначальная зарядка и формовка элемента производится, как было сказано выше, изготовителем. Потребителю, то есть нам, остается только подзаряжать аккумулятор по необходимости.

Маркировка и основные технические параметры литий-полимерных аккумуляторов

Она из самых главных характеристик аккумулятора – емкость. Емкость измеряется в ампер-часах (Ah). Чем больше емкость аккумулятора, тем больше минут мы сможем налетать за цикл разряда аккумулятора.  Размер аккумулятора так же связан с этим параметром. Выше емкость – больше размер.

Буква S и число за ним, указывают на число пластин (банок) в аккумуляторной батарее. Чем больше пластин, тем мощней будет наш квадрокоптер.

Буква С и число перед ней указывают на возможную токоотдачу. Если умножить емкость аккумулятора на число перед буквой C, то мы получим максимальное значение выходного тока аккумулятора. Например, аккумулятор 35С с емкостью 5000Ah способен на токоотдачу  в 5000*35=175000mA=175A. К этой цифре следует относиться скептически, т.к. в большинстве случаев она сильно завышена.

Еще один важный параметр – максимальный ток заряда аккумулятора. Чем выше этот параметр, тем быстрее мы сможем зарядить наш аккумулятор. Об этой технической характеристике пишут на обратной стороне аккумуляторной батареи, но бывает и на лицевой. Ток заряда обозначается в виде буквы «С» с индексом. Так, 2С означает, что заряд можно проводить током, равным произведению цифры 2 на емкость. Если емкость нашего аккумулятора 1200mAh, то при токе заряда 2С имеем: 2х1200=2400мА=2,4А, т.е. заряд можно вести током 2,4 ампера.

В природе встречаются батареи с током заряда 1С, 2С, 5С и даже 10С. Но, по отзывам на форумах, многие пользователи производят заряд аккумулятора на токах 0,4-0,6С. По их уверениям, это продляет жизнь аккумулятора.

Литий-полимерный аккумулятор (LiPo)

В наше время появляется все больше и больше портативной переносной аппаратуры. Это могут быть мобильные телефоны, bluetooth-колонки и различные гаджеты. Наиболее часто используемым источником энергии в этом случае является литий-полимерный аккумулятор (Li-Po).

Литий полимерный аккумулятор в радиоприемнике

Такие аккумуляторные батареи имеют превосходную плотность энергии на килограмм, так называемый Вт × час /кг (Wh/kg) или на английский манер gravimetric energy density. Этот параметр показывает, как много энергии содержит аккумулятор либо конденсатор по отношению к его массе. Например, автомобили Тесла используют в своих электрокарах аккумуляторы с плотностью энергии в 254 Вт × час/кг.

Самой бешеной плотностью энергии на килограмм является элемент Уран-235. Если создать все условия для его расщепления, чем и занимаются на АЭС, то можно получить с него энергию до 24 500 000 000 Вт × час/кг! Это почти в 10 000 000 раз выше, чем у бензина. Можно сказать, что 1 кг урана даст в 10 000 000 раз больше энергии, чем 1 кг бензина, если, конечно, «разогнать» уран в ядерном реакторе.

Есть также такой параметр, как плотность энергии по отношению к объему или на английский манер volumetric density energy. Этот параметр показывает как много энергии содержит аккумулятор либо конденсатор по отношению к его объему. Выражается этот параметр, как Вт×час/литр или на английский манер Wh/L. Не забываем, что объем можно выражать также в литрах.

График эффективности различных типов аккумуляторов выглядит так:

График эффективности аккумуляторов различных видов

Станции зарядки

Современные аккумуляторные батареи, такие как устанавливаются на квадрокоптеры DJI Phantom 3 или 4 имеют такой форм-фактор, что ты их просто вставляешь в разъем, где они легко защелкиваются, и их не нужно подключать вручную проводами или как то еще по старинке. Для такого типа батарей есть, конечно, специальные зарядные станции, на которых заряжать аккумуляторы очень удобно.

Есть и зарядные станции, на которых можно заряжать сразу несколько батарей, что в принципе звучит очень хорошо. Но не все знают, что дешевые модели таких станций заряжают три аккумулятора в три раза больше, т.е. по сути время вы вообще не выигрываете.

Если же вам нужна качественная зарядная станция для аккумуляторов от вашего прожорливого квадрокоптера, то я бы рекомендовал поискать нечто подобное:

Это Spinido Battery Dock Intelligent Charging Hub, разработанный для зарядки аккумулятор от Phantom 2 и 3. Эта док станция может заряжать одновременно до 3-х аккумуляторных батарей, скорость зарядки идентична зарядки одной батареи. У этой станции даже есть прошивка и специальный порт для ее обновления, в случае если производитель самих аккумуляторов что-то поменяет в их настройках, т.к. вы наверное знаете, что у DJI все аккумуляторы считаются «умными» и они как бы сами следят за своим состоянием.

Для сбережения ресурса LiFePo4 важно:

1. Применять специальные ЗУ, которые предназначены для аккумуляторов LFP с обозначением конечного напряжения. Зарядки для литиевых АКБ других типов, для LiFePo4 изделий не годятся, так как у LFP более низкое рабочее напряжение.

2. Не следует оставлять источник энергии разряженным. Если последующий саморазряд повлечёт за собой критическое снижение напряжения хотя бы на одном элементе АКБ, это отрицательно скажется на ёмкости всего электронакопителя. Поэтому, если LiFePo4 почти разрядилась, её нужно как можно быстрее установить на зарядку и довести до номинального напряжения, а это 3,2 V на компонент.

3. Не допускайте разряда аккумулятора до его отключения посредством BMS и заряжайте гаджет после каждого применения. LiFePo4 не страдают от эффекта памяти, а полные циклы разряда будут только негативным образом сказываться на ресурсе девайса.

4. Заряжайте агрегат при температуре корпуса приближённой к комнатной. Если накопитель энергии был перед зарядкой на холоде, нужно сначала нагреть его до комнатной температуры. Для этого потребуется 4-5 часов пребывания в тёплом помещении.

5. Для зарядки LiFePo4 лучшим вариантом будут «умные» ЗУ либо контроллеры. Они обеспечивают подзарядку систем напряжением 12-14,6 V, а по прошествии 10-20 минут снижают напряжение до 13,6–13,8 V, то есть, до 3,4–3,45 V на каждый отдельный элемент.

Особенности и советы

А теперь подведем итоги и поговорим об особенностях эксплуатации литий-полимерных аккумуляторов. В принципе, правила эксплуатации и обслуживания полимерных аккумуляторов практически не отличаются от правил использования литий-ионных. Даже заряжать их можно одним и тем же зарядным устройством. Это и неудивительно – ведь оба они работают по одному принципу и имеют сходную конструкцию. Все рекомендации уже описаны в разделе «Правила эксплуатации» (см. выше), добавить к вышесказанному можно немного.

Li-pol элемент не имеет эффекта памяти, поэтому «тренировать» его многократным полным разрядом с полным зарядом не только бессмысленно, но и вредно. Он еще больше потеряет емкость.

В процессе эксплуатации имеет смысл периодически (раз в 3-4 месяца) делать калибровку гаджета (не аккумулятора!), чтобы он мог правильно оценивать степень заряда своей батареи. Да, она проводится путем полной разрядки и полной зарядки, но никакого отношения к «тренировке» не имеет.

Если мы собираемся хранить батарейку отдельно от гаджета, то не надо заряжать ее на все 100%. Оптимальная степень заряда для хранения – 40-50% от полной емкости.

Не стоит хранить батарейку в холодильнике (а то и в морозилке!), как делают некоторые. Такой прием, напротив, сократит срок хранения, и, возможно, выведет элемент из строя.

Литиевые батарейки имеют свойство стареть, даже если они просто хранятся. Поэтому не стоит покупать элементы этого типа впрок. Да и постоянно выключать телефон, чтобы реже его заряжать, смысла нет. Все равно аккумулятор не прослужит дольше отведенного ему срока.

Как правильно зарядить полимерный аккумулятор смартфона в первый раз после покупки

После покупки никаких особых действий производить с новой батареей не нужно. Ей не нужна тренировка, смазка, чистка. Просто вставляем аккумулятор в гаджет и заряжаем обычным образом, поскольку производитель заряжает ее только наполовину. Да и саморазряд литиевые батареи имеют – со временем сами разряжаются, даже лежа в упаковке на складе.

Зарядка своими руками

Если источник питания идет в комплекте со смартфоном, телефоном или планшетом, то с зарядкой литий-полимерных аккумуляторов все понятно. Подключил штатное зарядное устройство и зарядил. Но как правильно зарядить батарею, если она используется отдельно от того же телефона, скажем, в самоделке?

Ведь встроенный контроллер следит лишь за величиной напряжения на выходе батареи, но не регулирует ток заряда. Контролирует – да (при большом токе батарейка отключается), но не регулирует. Проще всего решить вопрос, купив за 40-50 рублей специальную плату зарядки. К примеру, такую:

Если вы дружите с паяльником, то собрать зарядное устройство на его базе несложно. Схема подключения модуля к элементу будет выглядеть следующим образом:

Схема зарядного устройства для литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов на базе модуля TP4056

Схема довольно проста и особых пояснений не требует. Через USB порт или контакты IN+ и IN- (как удобнее) подаем 5 В от сетевого адаптера или порта USB ПК, батарею и нагрузку подключаем параллельно к контактам Bat+ и  Bat-. Номинал токозадающего резистора выбирается в зависимости от того, какой зарядный ток нам нужен. Таблица зависимости тока от номинала указана в прилагающейся таблице. Изначально модуль настроен на ток 1 А.

Пока идет процесс зарядки, горит красный светодиод. Как только зарядка закончится, загорается зеленый светодиод, а сама батарейка отключается от зарядного устройства. Благодаря такому алгоритму мы никогда не перезарядим аккумулятор, даже если забудем снять его с зарядки.

Вот мы и узнали, что собой представляет литий-полимерный аккумулятор и чем он отличается от литий-ионного. Ну а какой из них выбрать, решать вам: преимущества и недостатки каждого из них вы теперь знаете.

Спасибо, помогло!8Не помогло2

Сейчас читают:

Как правильно заряжать li-ion аккумуляторы

Восстановление и ремонт литий-ионных аккумуляторов

Как правильно заряжать айфон чтобы не убить аккумулятор

Как правильно и сколько заряжать аккумуляторные батарейки

Как правильно заряжать AGM аккумулятор

Источник: ledsshop.ru

Стиль жизни - Здоровье!