Как проверить трехходовой клапан в газовом котле: инструкции по проверке клапана своими руками

Как выбирать трехходовой клапан

Ассортимент трехходовых термоклапанов крайне широк

Как подобрать модель, чтобы она подходила техническим характеристикам отопительной системы дома? Обращают внимание на такие параметры:

  1. Вид затворного механизма – поворотный или седельный. Последний обеспечивает более плотное примыкание затвора и точнее регулирует напор даже в условиях высоких температур и перепадов давления.
  2. Тип управления. Он может быть автономным, ручным, термостатическим и электрическим. Электрические сервоприводные модели больше всего подходят для водного теплого пола.
  3. Сфера использования. Горячее водоснабжение, отопление – радиаторное или теплый пол. Для ГВС – разделительные, для отопительных контуров – смесительные.
  4. Материал клапана. Латунная и медная арматура служит гораздо дольше.
  5. Диаметр труб, к которым будет подсоединяться термоклапан.
  6. Способ соединения – резьбовой или фланцевый. При сечении свыше 65 мм обычно устанавливаются фланцевые модели.

Дальше следует опираться на данные теплового и гидравлического расчета отопительного контура и конкретно того участка, где планируется установка трехходового клапана:

  • Давление.
  • Максимальная температура теплоносителя в месте монтажа клапана.
  • Средний расход воды (м³ на 1 час).

Эти данные обязательно должны совпадать с маркировкой на самом клапане или информацией в сопроводительной документации к изделию.

Популярные производители трехходовых клапанов

Среди многочисленных производителей трехходовых термоклапанов я бы выделила следующую пятерку лидеров. Они специализируются на производстве инженерной сантехники, термостатического оборудования и активно внедряют новейшие энергоэффективные технологии:

  • ESBE (Швеция).
  • IMI-HEIMEIER (холдинг, включающий в себя 3 производственных комплекса).
  • Danfoss (Германия).
  • HERZ (Австрия).
  • Valtec (Италия, Россия).

Valtec – специальный проект, производство адаптированной к российским реалиям разнообразной инженерной сантехники. Особенный плюс – приемлемая цена и большой срок гарантии на продукцию.

Сколько стоят трехходовые клапаны

Стоимость устройства складывается из множества аспектов – материала, из которого они произведены, технической оснащенности, репутации бренда. Стоит ли за нее переплачивать, решать вам.

Устройство клапана

Данные механизмы обязаны отвечать требованиям российского ГОСТа No 32028. Основной конструкционный узел — седло. Это сквозное отверстие, расположенное в средней части корпуса, сквозь которое перемещается рабочая среда и в аналогичном направлении движется закрывающее устройство.

Исходя из конструкционных спецификаций конкретно используемой модификации, затвор способен быть выполненным в форме поршня или в дисковой конфигурации.

Устройство и работа клапана. Источник фото: flurshow.ru

Принцип работы

  1. При повороте ручки в состояние «розжиг» пользователь открывает электроклапан, пропуская газообразное топливо к пилотной горелке-запальнику.
  2. Нажимают кнопку пьезорзжига, делающего искру, зажигающей фитиль.
  3. Удерживают главную ручку — 30 сек, тем самым позволяя термопаре нагреться от огня запального устройства. Термобаллон производит напряжение (ЭДС) 20-50 мВ, которое удерживает электромагнит в раскрытом положении, после чего ручку отпускают.
  4. Выставляют основную ручку в необходимую позицию, таким образом, обеспечивая газоподачу на главное горелочное устройство. Газовоздушная смесь возгорается и начинает нагревать теплоноситель системы отопления, через внутренние поверхности нагрева котла.
  5. После того, как вода достигнет определенной температуры, срабатывает капиллярный датчик, реле закрывает другой клапан — термостатический.
  6. Подвод топлива к горелке прекращается, до тех пор, пока термодатчик датчик не выявит низкую температуру, и тарелка вновь не откроет движение топливу.
  7. Все это время запальник будет гореть в дежурном варианте.

Основания для аварийной остановки горелки котла Протерм:

  1. Тухнет горелочное устройство и фитилек, греющий термопару. Генерирование напряжения прерывается, электромагнитный вентиль захлопывает доступ топлива.
  2. В случае, если внезапно исчезла тяга в газоходе, расположенный в таком канале датчик, перегревается и прерывает питающую цепь электромагнита. Конечный результат — блокировка топлива.
  3. В котлах, оснащенных приборами перегрева, электрическая цепь разрывается после достижения водой температуры 90-95 С.
  4. Когда газовая автоматика сработала на аварийное отключение, повторный запуск котла блокируется на 1 минуту, раньше этого срока подача топлива не возобновится.

Как определить неисправность и убедится что виноват именно датчик

Когда я измерил  мультиметром сопротивление датчика то оно было 2,5 кОм. Согласно таблице такое сопротивление он должен иметь при температуре более 60 градусов, но он был холодным. Теперь понятно почему котёл не запускался в режиме ГВС, датчик показывал, что вода и так слишком горячая, зачем её греть?

Показания датчика могут быть изменчивыми, так через некоторое время я вновь измерил сопротивление датчика и оно показало 10 кОм что нормально для температуры холодной воды. Датчик был не стабильным.

Чтобы проверить свою версию я сделал следующее: Отсоединил фишку с проводами от датчика. Смотрим фото.

Расположение датчика NTCsВместо датчика подставляем резистор

И в отверстия фишки, вместо датчика вставил резистор номиналом 20 кОм, с таким сопротивлением “Мозги” котла будут воспринимать температуру воды как холодную, менее 10 градусов “Нужно греть”, – подумают они и включат котёл. Именно так всё и получилось.

Запускаю котёл и… Вуаля  всё работает. Вывод, нужно менять погружной датчик NTCs.

Поскольку датчик имеет прямой контакт с водой, перед его заменой необходимо перекрыть подачу воды и слить воду из котла.

Важное заключение

Подставить резистор, это не плохой способ убедится в неработоспособности датчика. Но оставить котёл так работать, продолжая обманывать схему котла, не стоит, всё же нужно приобрести датчик и заменить его.

Нужно понимать, что сопротивление подставленного резистора не будет изменятся при изменении температуры воды, а этот датчик в паре с другим, регулирует силу пламени, а точнее от разницы показаний между этими датчиками, электроника регулирует силу пламени. Так осуществлена регулировка температуры ГВС и защита от образования накипи в теплообменниках.

Однако в крайнем случае можно немного воспользоватся, например тем вечером мы все искупались, а уже на следующий день я приобрёл новый датчик и заменил его. Если в вашем городе нет возможности приобретать запчасти для котла то это можно сделать в интернет магазине Котломир.

Как выбрать устройство: советы

Перед выбором прибора следует изучить технические особенности котла.

Важно! Нельзя применять предохранительное устройство при низких температурных показателях, прибор должен быть защищен от промерзания. Перед установкой надо хорошо изучить инструкцию к изделию, в ней обозначены максимальные значения

Перед установкой надо хорошо изучить инструкцию к изделию, в ней обозначены максимальные значения.

Устройство должно работать в диапазоне давления, в который включен котел.

Давление, при котором срабатывает устройство, должно равняться показателям, равным на тридцать процентов выше рабочего, при котором система работает исправно.

Клапан для предохранения должен иметь такой же диаметр, что и патрубок, ведущий к нему. В противном случае будет ощущаться влияние гидравлического сопротивления, который будет мешать работе клапана.

Лучшим материалом для клапана считается латунь. Материал отличается минимальными показателями расширения при перепадах температуры, корпус устойчив к деформации при сильном давлении.

Блок управления изготавливают из пластикового материала, устойчивого к высоким температурам, не изменяет жесткости при контакте с теплоносителем, температура которого доходит до отметки кипения.

Рекомендации и советы

Как бы то ни было, любая современная система отопления должна использовать трехходовой клапан, являющийся важным узлом во всей системе и заменить его попросту нечем – альтернатива не была придумана.

Исключением можно назвать используемые ранее элеваторные системы, которые уже длительный срок не эксплуатируются и считаются устаревшими (в силу малой свой эффективности и удобства).

Обязательно следует учитывать, что существует не только смесительный клапан, но и разделительный. Рассмотренный выше первый вариант подразумевает возможность смешения двух потоков в один, а второй вариант –разделительного клапана, предлагает возможность разделить один поток на два, при этом регулируя подачу в каждый из выходов.

Оба эти виды клапанов могут быть использованы в системе. Однако смесительный необходим в любом случае, а разделительный редко применяются в простых системах отопления.

Разделительный и смесительный клапан

Правильным выбор клапана можно назвать в том случае, если пользователь выбирает покупку не только по пропускной способности, но и по температуре. Если первый критерий отбора является основным – не учитывая его, нельзя рассчитывать на функциональность системы в целом, то второй критерий подразумевает длительность работы клапана – если он не рассчитан на функционирование в системе, где температура выше, чем допустимая у самого клапана – деталь будет изнашиваться быстрее и потребует замены, либо вообще не будет функционировать.

Разновидности клапанов

Функциональность клапанов различна. По этому признаку трехходовики подразделяются на переключающие, смесительные и разделительные.

Смесительные

Принцип работы трехходового клапана в системе отопления

На один вход подается холодный поток, на другой – горячий. На выходе они смешиваются, образуя один поток заданной температуры. Таким образом, благодаря термосмесителю регулируется температура теплоносителя, в частности осуществляется подмешивание обратки в теплоноситель на выходе из котла. Для этого клапан устанавливают на обратке трубы отопления.

Разделительные

Разделительные клапаны также называют распределительными. Они разделяют один поток на два. Используются в системе ГВС, обвязках воздухонагревателей.

Переключающие

Переключающие или перекидные выполняют переключение с контура на контур, например, с отопления на горячее водоснабжение. Переключение осуществляется с помощью электропривода.

Устройство клапана

Данные механизмы обязаны отвечать требованиям российского ГОСТа No 32028. Основной конструкционный узел — седло. Это сквозное отверстие, расположенное в средней части корпуса, сквозь которое перемещается рабочая среда и в аналогичном направлении движется закрывающее устройство.

Исходя из конструкционных спецификаций конкретно используемой модификации, затвор способен быть выполненным в форме поршня или в дисковой конфигурации.

Принцип работы

  1. При повороте ручки в состояние «розжиг» пользователь открывает электроклапан, пропуская газообразное топливо к пилотной горелке-запальнику.
  2. Нажимают кнопку пьезорзжига, делающего искру, зажигающей фитилек.
  3. Удерживают главную ручку — 30 сек, тем самым позволяя термопаре нагреться от огня запального устройства. Термобаллон производит напряжение (ЭДС) 20-50 мВ, которое удерживает электромагнит в раскрытом положении, после чего ручку отпускают.
  4. Выставляют основную ручку в необходимую позицию, таким образом, обеспечивая газоподачу на главное горелочное устройство. Газовоздушная смесь возгорается и начинает нагревать теплоноситель системы отопления, через внутренние поверхности нагрева котла.
  5. После того, как вода достигнет определенной температуры, срабатывает капиллярный датчик, реле закрывает другой клапан — термостатический.
  6. Подвод топлива к горелке прекращается, до тех пор, пока термодатчик датчик не выявит низкую температуру, и тарелка вновь не откроет движение топливу.
  7. Все это время запальник будет гореть в дежурном варианте.

Основания для аварийной остановки горелки котла Протерм:

  1. Тухнет горелочное устройство и фитилек, греющий термопару. Генерирование напряжения прерывается, электромагнитный вентиль захлопывает доступ топлива.
  2. В случае, если внезапно исчезла тяга в газоходе, расположенный в таком канале датчик, перегревается и прерывает питающую цепь электромагнита. Конечный результат — блокировка топлива.
  3. В котлах, оснащенных приборами перегрева, электрическая цепь разрывается после достижения водой температуры 90-95 С.
  4. Когда газовая автоматика сработала на аварийное отключение, повторный запуск котла блокируется на 1 минуту, раньше этого срока подача топлива не возобновится.

Как установить разделяющий клапан своими руками

Обеспечение количественной регулировки за счет изменения затрат жидкости – вот основная функция, которую выполняет такой трехходовой клапан. Принцип работы его предельно прост и был рассмотрен выше. Он применяется там, где возможен перепуск жидкости на «обратку», а прекращение циркуляции, напротив, не допускается.

Обратите внимание! Эта схема подключения обрела широкую популярность в узлах водо- и воздухонагрева, которые подключены от индивидуальных котелен. В целях увязки гидроконтуров необходимо, чтобы потери напора потребителя были равны потерям на клапане-балансире в байпасе

Приведенная здесь схема предназначается для установки на те трубопроводы, в которых имеет место чрезмерный напор. Жидкость в данном случае перемещается за счет сильного напора, образованного с помощью циркуляционного насоса

В целях увязки гидроконтуров необходимо, чтобы потери напора потребителя были равны потерям на клапане-балансире в байпасе. Приведенная здесь схема предназначается для установки на те трубопроводы, в которых имеет место чрезмерный напор. Жидкость в данном случае перемещается за счет сильного напора, образованного с помощью циркуляционного насоса.

Бюджетные элементы упрощенного типа

Дешевые модели из силумина имеют низкую прочность, повреждаются в процессе работы

Упрощенными считаются трехходовые клапаны автономного типа. Их внутреннее устройство действительно упрощено, поскольку ни термоголовки с контроллером, ни штока в них не предусмотрено. Термостатический элемент установлен внутри и рассчитан на определенную температуру (зачастую 50°C или 60°C). Изменить настройки уже не получится, температура потока на выходе из клапана всегда будет соответствовать заданной ±2°С. Этот вариант для тех, кто устанавливает клапан в несложные системы отопления и хочет сэкономить. Стоимость упрощенных элементов примерно на 30% ниже средней стоимости основной массы регуляторов.

Термостатический трехходовой клапан необходим в сложных системах, включающих несколько контуров: ГВС, отопления, теплого пола. Он позволяет экономить топливо, более эффективно используя вырабатываемую котлом тепловую энергию. Несмотря на многие преимущества, установка клапана не всегда оправдана, поэтому следует проконсультироваться со специалистом относительно целесообразности его монтажа.

Кратко о механизме трехходового клапана

Устройство трехходового клапана бытового газового котла и другого газового оборудования является достаточно простым, несмотря на сложную, на первый взгляд, форму. Следует отметить, у каждого производителя конструктивное исполнение клапанов существенно отличается, но принцип действия фактически остаётся неизменным.

Традиционно корпус прибора изготавливают из бронзы. Рабочие элементы, например, шток, пружины – выполняются из стали. Мембрана обычно изготовлена из резины Для уплотнения штока используется двойной кольцевой элемент. Соединительные детали (штуцеры) могут иметь исполнение под резьбу или пайку, в зависимости от модели трехходового клапана.

Один из широко распространенных вариантов исполнения трехходового клапана: 1, 2 – угловой проходной транспортный канал; 1, 3 – прямой проходной транспортный канал; 4 – головка привода; A – транспорт потоков в режиме отопления; B – транспорт потоков в режиме ГВС

Обычно совместно с прибором используется электромеханический привод. Благодаря его работе осуществляется двухточечное регулирование.

Так, привод у трехходового клапана может быть ручным, электромеханическим (термостатический, с термоголовкой), электрическим, гидравлическим.

Принцип работы трехходового клапана для схемы газового котла, примерно, следующий: когда устройство находится в режиме нормально открытого транспорта, прямой проходной транспортный канал, соответственно, открыт. Угловой проходной канал остаётся закрытым.

Иное состояние механизма обеспечивает открывание углового транспортного канала и блокировку прямого транспортного канала, соответственно. Также возможны промежуточные положения штока и заслонки трехходового клапана.

Подробнее об устройстве и принципе работы трехходового клапана мы говорили в следующем материале.

Что можно отремонтировать без газовщиков

В комплексе системы автоматики котельного оборудования – газовый клапан один из самых ответственных узлов, от которого зависит не только эффективность работу котла, но и безопасность оборудования и условий жизнедеятельности человека. Неправильное функционирование газовых устройств, очень часто приводит к взрывам и пожарам.

Неисправности электромагнитного клапана случаются по причине:

  • скачка линии в питании котлоагрегата;
  • существования источников блуждающих токов;
  • засор клапана-отсекателя инородными элементами;
  • наличие конденсата в газопроводе.

Если работа по определению и устранению неисправности газового крана, может привести к газовой утечки во время ремонта или после, крайне важно, обратиться в газовую службу и сервисный центр. Поскольку это может быть связано с утерей права на гарантийное обслуживание

Тем не менее, существует ряд профилактических операций, которые владелец котла может выполнять самостоятельно, например, настройка газового клапана или его продувка.

Процесс продувки газового клапана:

  1. По завершении остановки котлоагрегата, снимают обшивку в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
  2. Пользователь должен найти газовый клапан-отсекатель и его разъем, обозначенный красноватым кругом — точка для выпуска воздушной пробки.
  3. Запрещено вставлять внутрь отверстия иглу, поскольку можно легко пронзить клапан, после этого потребуется его замена.
  4. Перед тем, как проверить засоренность клапана, набирают в шприц воздух, плотно прислоняют носик к отверстию, и впускают воздух. Если действие выполняется без звукового сопровождения, либо противодействия — соединение не обладает нужной плотностью. При точном исполнении процесса пользователь услышит легкое шипение.
  5. Проверяют полученный результат, например, включив котел.
  6. Если котел загорится, горелка будет работать, то неисправность устранена.
  7. Выполняют сборку газового котла своими руками по такой же методике, которая применялась при разборке: фиксируют дисплей, а после — декоративный кожух.

Регулировка потоков рабочей жидкости. На что обращать внимание при покупке?

Ручная регулировка производится посредством обычного шарового крана. Визуально он очень похож на простой вентиль, но имеет дополнительный выход. Арматура подобного рода применяется для принудительного ручного управления.

Что же касается автоматической регулировки, то здесь применяется специальный трехходовой клапан, оснащенный электромеханическим прибором для изменения положения штока. Его следует подключать к термостату, дабы иметь возможность регулировки температурного режима в помещении.

Помните, что при покупке клапана необходимо в обязательном порядке принимать во внимание технические параметры прибора, к которым относится следующие

  • Диаметр подсоединения к отопительной магистрали. Зачастую данный показатель варьируется в пределах от 2 до 4 сантиметров, хотя многое зависит от особенностей самой системы. Если прибор подходящего диаметра найти не удалось, то придется воспользоваться специальными переходниками.
  • Возможность установки сервопривода на трехходовой клапан, принцип работы рассмотрен в начале статьи. Благодаря этому прибор сможет работать на автомате. Данный момент очень важен, если прибор подбирается для эксплуатации в «теплых полах» водяного типа.
  • Наконец, это пропускная способность трубопровода. Под этим понятием подразумевается объем жидкости, который сможет пройти через него за определенное время.

Кнопку электромагнитного клапана приходится зажимать

Ситуация следующая. Котел работает только тогда, когда кнопка находится в нажатом положении. Во многих случаях все сразу думают, что неисправен электромагнитный клапан. Или еще хуже. Бывает так, что сразу непонятно в чем дело, и появляется большое желание тут же сменить весь блок автоматики в целом. Самое обидное то, что основная причина неисправности при этом может быть не затронута и не устранена. И после замены блока автоматики все останется так как и было. Поэтому, — просьба, — пока не разберетесь в чем дело, пока не увидите реальных доказательств, не принимайте поспешных решений, касающихся замены блока.

Ситуация в этом случае такова, что котел работает так сказать «напрямую», в обход всех защит. Это неприемлемо, хотя очень распространено в бытовой практике. Некоторые даже не подозревают, что газ поступает в котел обходя защиту от погасания запальника, так сказать, напрямую в котел.

Когда кнопка электромагнитного клапана не фиксируется, — неисправностей всего три.

1. Неисправность термопары. Термопара либо прогорела, либо плохой контакт термопары с электромагнитным клапаном.

Для начала проверяем термопару. Откручиваем гайку подключения термопары. Оставляем ее кончик в работающем запальнике (котел же работает?!) и берем тестер. Один щуп на корпус термопары, другой — на контакт на торце термопары.

При нагреве термопара вырабатывает ЭДС, которая и должна удерживать кнопку клапана в нажатом положении. Если ЭДС менее 20 mV, — то термопара однозначно под замену. И Вам нужна «Инструкция по замене термопары».

2. Неисправность электромагнитного клапана. Электромагнитные клапаны ведут себя по-разному, но в основной массе, — это надежные, слаботочные и довольно примитивные устройства, внутри которых находится обыкновенная обмотка. Ток есть, — магнит магнитит, тока нет и магнита нет. Коробки выходят из сторя обычно за давностью лет. Бывают также случаи, когда гайку термопары или термопластины пытаются затянуть как можно сильней (а здесь нужен всего-лишь обычный электрический контакт). Тянут так, что отрывают внутри коробки провода обмотки от выходящих контактов. Можно поробовать измерять сопротивление электромагнитного клапана, но обычно этим никто не занимается. Электромагнитный клапан, как правило, меняется в цепочке перечисленных здесь запчастей последним. Либо он просто меняется сам по себе, когда котел проработал более 10-15 лет. Либо, если котел находится далеко географически, клапан берем с собой для того чтобы устранить проблему по-любому и наверняка. Если принято решение о замене Электромагнитного клапана, для осуществления этого процесса Вам обязательно понадобится «Инструкция по замене электромагнитного клапана».

3. Неисправности, связанные с работой термопластины (плохая тяга)

Проблемы, связанные с работой данного устройства, давно известны. Само место, где находится термопластина подвержено воздействию как воздуха, так и конденсата. Обычная ражавчина, окисление, плохой контакт, закисание иногда даже вызвает ненависть к данному устройству. Завод выпустил даже специальную контрольную гайку для выявления неполадок, связанных с работой термопластины. Набросив контрольную гайку на правый контакт Электромагнитного клапана Вы сразу обходите термопластину и понимаете, она это или не она. Дело в том, что пока правый контакт Электромагнитного клапана разомкнут (а должен быть нормально замкнут) мы вообще не поймем, что не так с котлом. Если гайки под рукой нет, замыкаем правый контакт клапана на корпус, например, при помощи фольги. Если сразу все заработало, разбираемся с термопластиной: зачищаем, регулируем и т.д. Для того, чтобы заняться термопластиной всеръез неплохо было бы получить «Полные сведения по работе термопластины (плохая тяга)».

Здесь были представлены все три, самые частоповторяемые неисправности, которые «не дают кнопке электромагнитного клапана оставаться в нажатом положении».

Сложно сказать сходу, что конкретно неисправно.

1. Все случаи сводятся к проверке контакта термопары с электромагнитным клапаном и контакта термопластины, который должен быть нормально замкнут.

2. Если контакт плотный, то проверяем термопару. Если термопара выдает менее 16 mV, — меняем термопару.

3. Если с исправной термопарой не работает, ставим контрольную гайку на второй контакт клапана (или наматываем фольги чтобы замкнуть контакт на корпус), чтобы исключить цепь электромагнит-термопластина.

5. Если все равно не работает, — меняем электромагнитный клапан.

6. Если не работает, когда все поменяли, проверяем еще раз по кругу.

7. Не торопимся. Вся эта дрянь идет только от этих трех элементов или от их неправильного взаимодействия. Не сдаемся!

Источник: ledsshop.ru

Стиль жизни - Здоровье!